«Когда в летние месяцы достигают своего апогея, некоторые предприятия «уходят в отпуск» в то время как другие только набирают обороты. Как научиться извлекать бонусы из «сезонной зависимости»?
Здравствуйте!
Какие возможности развития открывает низкий сезон? Как научиться управлять развитием своих продаж в условиях сезонности? Какие трудности необходимо преодолеть, чтобы достичь успеха?
Только самое полезное, интересное и эффективное для вашего бизнеса! Мы на этом уже собаку съели!
Многие, кому посчастливилось владеть или руководить сезонным бизнесом, – считают его «специфичным» и списывают свои неудачи на низкий сезон. Своя специфика, конечно, есть у каждой компании, но сезонность это далеко не тот параметр, который ограничивает возможности организации расти и развиваться.
Сезонные колебания: проблема или возможность?
Сезонные тенденции и изменения влияют почти на все предприятия! Некоторые компании продают продукты, которые сильнее зависят от сезонов, такие как бассейны и елки. Другие имеют магазины, которые открыты круглый год, но предлагают различные продукты в зависимости от сезона. Но и для тех, и для других одинаково важно предлагать своим потенциальным покупателям конкретную сезонную продукцию, чтобы получать наибольший объем продаж круглый год.
Компании не делятся по принципу сезонной зависимости - они делятся иначе: одни управляют своими сезонными колебаниями и получают от этого дополнительные «плюшки», а другие во всем винят сезонность.
Управление сезонным бизнесом требует круглогодичной работы и жесткой самодисциплины.
За каждым успешным сезонным бизнесом стоит предприниматель, который готов работать вдвое усерднее и быть вдвое умнее, владельца предприятия, приносящего доходы круглый год.
Имея это в виду, приведем некоторые базовые стратегии, которые позволят прийти к успеху.
Строгая финансовая дисциплина
Межсезонье – это одновременно и хороший период, чтобы изменить статус-кво с точки зрения рыночных позиций, и рискованный момент, когда конкуренты «затихорившись» могут нанести неожиданный удар. Поэтому особенно важно, чтобы сезонный бизнес развивался круглый год, а не пускался на самотек от сезона к сезону.
Для успешного управления сезонным бизнесом требуется гораздо и гораздо большая долгосрочная финансовая зрелость, чем в бизнесе, который может рассчитывать на регулярные денежные поступления круглый год. Чтобы не испытывать финансовый голод и недостаток средств на развитие в низкий сезон, важно научиться привлекать во время пикового сезона так много денег, как это только возможно, и рационально управлять ими в течение долгого межсезонья. В противном случае вы не будете иметь достаточное количество резервов для резкого старта с наступлением часа «Ч».
Необходимо строго следить за своими расходами даже когда есть возможность «грести деньги лопатой» в высокий сезон. Практика показывает, что это позволяет справиться если не с половиной, то со значительной частью проблем.
Time-менеджмент
Владельцам сезонного бизнеса стоит быть столь же дисциплинированными в отношении времени, сколько и в отношении финансов.
На практике подготовка владельцев малого бизнеса к высокому сезону зачастую ошеломляет своей неосновательностью. В результате чего десятки и сотни тысяч рублей просто улетают в трубу. Такое поведение сродни финансовому самоубийству.
Межсезонье – это самое подходящее время для подготовки к высокому сезону. И именно в этот период освобождается время, которое может быть потрачено на исследования и основательное планирование каждого шага. В это время должна быть проведена большая часть организационной, стратегической, аналитической и маркетинговой работы. Потому как в сезон вас ждет совсем другая задача - не упустить ни копеечки.
Расходуйте освободившееся в межсезонье время максимально полезно. Оно откроет для вас возможности сделать прорыв и пойти дальше.
Создаем «команду мечты»
Короля играет свита – это факт. Но задача сбора сильной команды профессионалов выходит далеко за рамки простого заблаговременного планирования кадровых потребностей и подбора персонала.
Позаботьтесь, чтобы к началу сезона у вас была команда бойцов, а не горстка сухофруктов после отпуска.
Оставьте несколько недель до начала сезона на то, чтобы посвятить их дополнительной подготовке и тренингам. Это будет особенно полезно для бизнеса, который резко набирает обороты с первого дня сезона.
Создавая таким образом вашим сотрудникам условия для раскачки перед открытием, вы получите возможность нивелировать потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в момент старта – ваша команда будет готова трудиться в том ритме, которого потребует бизнес.
Шик, блеск, красота
Выражение «встречают по одежке» актуально и для создания потребительской лояльности.
Вы будете приятно удивлены, сколько дополнительных клиентов вы привлечете, имея современный дизайн бизнеса и рекламных материалов.
Слой краски и несколько новых вывесок, новый дизайн сайта и современное оформление буклетов могут создать огромную разницу, между «было и стало». Если ваше оформление сделано «на коленке» или в «прошлом веке» не стоит ждать, что клиенты воспримут вас как серьезного партнера. Позаботьтесь о том, чтобы ваш бизнес выглядел в глазах клиента должным образом и правильно воспринимался целевой аудиторией.
Управление интересом покупателей
Сезонный бизнес специфичен тем, что перед его владельцами стоит задача определить, когда потенциальные покупатели начнут думать о покупке, что зачастую уже представляет сложность. А за такой длительный промежуток времени как межсезонье вас могут еще и попросту забыть. Поэтому особенно важно, освежать память своих клиентов, даже если вы не открыты для бизнеса.
1. Спланируйте информационный повод для старта
Хороший информационный повод на открытие нового сезона позволит существенно ускорить бизнес. Это может быть предстоящие событие или мероприятие, интересное изменение… Приурочьте их к открытию, прорекламируйте и не забудьте дать клиентам повод для участия.
Заставьте потенциальных покупателей ожидать чего-то с нетерпением. Если есть какие-либо значимые события, которые будут происходить в течение пикового сезона, убедитесь, что они тоже проанансированы.
“
Проанализируйте, как продвигают свой бизнес ваши конкуренты, лидеры рынка, спланируйте действия на опережение.
2. Поисковое продвижение
Современные сезонные SEO-технологии являются очень эффективными, позволяя не только вывести сайт в топ в нужное время и в нужном месте, но и сгладить сезонные колебания или перевести бизнес в разряд круглогодичных. Компании-лидеры отраслей давно научились использовать их в своих интересах. Посмотрите как продвигают свой сайт и бизнес в целом ваши конкуренты, лидеры рынка, спланируйте действия на опережение. И здесь также важна заблаговременность. Однако если вы прождали до последней минуты, и высокий сезон для вас уже наступил, к счастью, надежда еще не потеряна: не вы одни так непредусмотрительны. Это конечно усложнит задачу, но можно найти выход даже из такой ситуации.
3. Социальные медиа
Ваш бизнес присутствует в социальных медиа? Вы можете удивиться, как много дополнительных клиентов можно привлечь только путем создания профиля на Facebook или в Контакте. Однако для этого необходимо позаботиться об эффективном контенте. Предложите посетителям странички в социальной сети нечто действительно полезное и интересное, задавайте вопросы и стимулируйте общение, а не просто толкайте свои товары и услуги – реклама давно всем надоела.
“
Вне зависимости от того, какому типу сезонных тенденций подвержен ваш бизнес, вполне реально заставить его приносить прибыль круглый год.
4. Предварительные заказы
Вы можете сдвинуть низкий сезон с мертвой точки начав принимать предварительные заказы. Для клиентов есть ряд веских причин заказать у вас что-либо заранее, и среди них снижение стоимости или дополнительные льготы. А вас здесь может ждать приятный бонус: пока ваши ближайшие преследователи «спят», конкуренция тут может быть ниже, чем в сезон. А если вы уже принимает заказы заранее, проверьте, сообщили ли вы об этом своим клиентам на сайте, в соцсетях, рассылкой или другими способами. Это хороший способ не только интерес поддержать, но и оживить приток денег в межсезонье.
Но в любом случае, вне зависимости от того, какому типу сезонных тенденций подвержен ваш бизнес, если грамотно выстроить финансовую стратегию, управлять своим временем, непрестанно анализировать и искать новые возможности вполне реально заставить его приносить прибыль круглый год.
В конечном счете, любой бизнес – сезонный он или нет - развивается сообразно видению своих владельцев, их идеям и опыту, и тому как преодолеваются проблемы, которые одинаково неизбежно возникают у всех. И хорошая новость здесь в том, что сезонные колебания, в отличие от обвала фондового рынка, прогнозируются с высокой точностью и значит могут быть управляемы.
В следующем выпуске:
Новые правила контент-маркетинга
Еще не улеглась пыль на стадионах Бразилии после чемпионата мира по футболу, а в сфере контент-маркетинга все то и дело обсуждают небывалый переворот Adidas. Как Adidas удалось выстроить стратегию контент-маркетинга, так чтобы ворваться в эпицентр всеобщего внимания в разгар крупнейшего в мире спортивного мероприятия?! И какие практические хитрости и уроки мы можем вынести из этого прорыва?