Весной 2023 года в Яндекс.Вебмастере появился новый инструмент — «Мониторинг поисковых запросов». Это бесплатный сервис, анализирующий сотни тысяч запросов, по которым сайт отображается в поисковой выдаче. С его помощью можно быстро определять, почему трафик снизился, а еще — выделять актуальные запросы и продвигать сайты в поиске.
Рассказываем, как устроен новый инструмент от Yandex, какие возможности он предлагает вебмастерам, а главное — выясняем, подходит ли он для эффективной аналитики.
Как менялся мониторинг запросов от Yandex
Впервые мониторинг запросов анонсировали в марте 2023 года. В бета-версии можно было составлять группы запросов, отслеживать коэффициент кликабельности (CTR), позиции, другие показатели, влияющие на поисковую выдачу. Однако пользоваться инструментом было неудобно — например, пользователи не могли выгружать запросы.
Следующие полгода Яндекс собирал пожелания пользователей на платформе UserEcho по улучшению функционала и дорабатывал инструмент. Например, в августе добавили интерфейс программирования приложений (API), а в сентябре — сортировку по спросу, чтобы было проще формировать отчеты по популярным запросам.
В конце сентября инструмент «Мониторинг поисковых запросов» вышел из беты, поэтому самое время — протестировать доработанный функционал и поделиться собственным опытом.
Реальное тестирование мониторинга запросов от Яндекса: плюсы и минусы
Сейчас с помощью нового инструмента в «Вебмастере» можно отследить пять параметров: «Показы», «Клики», «Позиции», «CTR», «Спрос». В выгрузке они называются соответственно:
- shows,
- position,
- demand,
- ctr,
- clicks.
Вот как выглядит выгрузка:
Безусловно, это полезная информация, которую можно использовать в аналитике, но есть проблема — данные хранятся только 14 дней, а затем бесследно исчезают. Архивировать показатели нельзя, поэтому единственное решение — делать срезы каждые две недели и сопоставлять цифры вручную, что неудобно вебмастерам, маркетологам и, тем более, владельцам сайтов.
Кроме того, выгружать можно только те запросы, которые Вебмастер выбрал для мониторинга сам, автоматически. Получается, что создавать свои группы и просматривать позиции любых произвольных запросов можно, а вот экспортировать эти данные уже нельзя, — работать получится только с тем, что есть.
Еще одно неудобство — позиции собираются до 50. При тестировании видно, что в ТОП-50 Яндекс показывает только единичные позиции. Массовый сбор с актуальными результатами возможен только в ТОП-15 — это ощутимо сужает аналитику. Получается, полноценно в выгрузке отображаются только 2–3 страницы, а 4–5 — в усеченном виде.
С визуализацией — тоже проблемы. Массив цифр по всем показателям воспринимается тяжело. Да, все значения можно экспортировать и вручную преобразовать в график, но здесь есть два нюанса. Во-первых, придется пользоваться сторонними программами. Во-вторых, все выгрузки одного формата. Неважно, как и какие фильтры были настроены, при экспорте все равно отобразятся данные по всем показателям.
При выгрузке запросы открываются будто в рандомном порядке. Чтобы получить необходимый отчет, таблицу придется форматировать вручную: удалять столбцы, настраивать сортировку.
Преимущества нового мониторинга
Что касается плюсов, то у нового мониторинга запросов от Яндекса они, безусловно, есть:
- Возможность просматривать CTR, показы и клики в поиске. Пусть вы это сделаете частично без выгрузки, но все-таки это будут ценные данные. С их помощью можно узнать позиции сайта и отдельных страниц, проследить динамику, понять, как кликнуть именно на ваш ресурс.
- В разделе «Статистика запросов» можно выбрать группу, добавленную вручную, с интересующими запросами. Вы увидите в ней все те же данные, включая показы и клики. Однако по каждому запросу посмотреть информацию нельзя — только по группе в целом.
- Еще один интересный раздел — «Управление группами». Здесь можно добавлять группы с собственными запросами и отслеживать по ним статистику. Можно сортировать список по параметрам (например, «Показы» и «Клики»), но выгружать — тоже нельзя.
Позиции сайта в «Яндекс.Вебмастере» все еще отображаются с задержкой в два дня. Например, 15 ноября можно увидеть информацию только за 13 ноября, а иногда эти два дня критичны. Выходит, что инструмент аналитический, не для быстрого реагирования.
Резюмируем
«Мониторинг поисковых позиций» — однозначно полезный, но не самый удобный инструмент. Его можно использовать, чтобы просматривать динамику показов и спроса, определять слабо оптимизированные страницы, выявлять популярные запросы. Однако мы этот инструмент в работе пока не используем.
Наш собственный сервис «ЭХО-Авентон» гораздо удобнее и информативнее. Он позволяет хранить неограниченный объем данных по архивам запросов, просматривать позиции по обеим поисковым системам (Yandex и Google), на любых устройствах, во всех регионах РФ, включая отдельные области и города-спутники.
Еще можно удобно визуализировать важные данные (например, видимость и % в ТОП-10):
Также можно визуализировать динамику по каждому интересующему запросу по разным периодам на выбор — от 7 дней до года. Информация отображается по любой поисковой системе, и если нужно — в разрезе регионов:
Однако тестировать новый инструмент в «Вебмастере» мы все равно продолжаем. Отслеживаем изменения, стараемся использовать новые возможности для аналитики и построения успешных гипотез. Особенно, когда такие возможности дает в руки сама поисковая система.
Ваш вопрос или комментарий